Четверг, 30 января 2020 09:31

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Оцените материал
(3 голосов)

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А.У.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

Наша страна приближается к тридцатилетию независимости. Пора бы углубленно и по всем направлениям проанализировать где мы получили успешные результаты, а над какими секторами предстоит напряженно работать.

Успехи в стране есть, их видит и оценивает каждый казахстанец. В тоже время население тревожит, что производство продуктов питания и товаров народного потребления все еще отстает от запросов общества.

Расхожие суждения о принципах рыночных реформ и о невмешательстве государства в частный сектор экономики мы расцениваем как заблуждение, отсталость и главное – повод для бездеятельности огромного государственного аппарата. Правительство не вправе стоять в стороне от потерь и издержек экономики, и должно соблюдать базовые принципы производства, содействовать вовлечению в экономику всех, даже малейших хозяйственных единиц и ресурсов. Но этого нет, а поэтому сфера производства угрожающе разбалансирована.

Статистика не отражает реального положения дел. Из зарегистрированных в стране 413 тысяч юридических лиц фактически работает одна треть.

Кредитование юридических лиц банками второго уровня снизилось до 22%, тогда как в России этот показатель составляет 48%, в Турции – 63%, в Сингапуре – 150%. По темпам роста экономики мы отстали от России в 2,2 раза, а от стран ОЭСР в 6 раз. По уровню экономической сложности Казахстан находится на 84 месте, тогда как наши партнеры по Евразийскому союзу – Россия на 48, а Беларусь на 31 месте.

Если в 1991 году сельское хозяйство производило 21% к ВВП, то в 2019 году оно упало до 4,5%. Поголовье скота снизилось более чем на 2,0 миллиона голов, овец и коз в 2 раза, птицы на 16 миллионов голов. Урожайность полей за эти годы не возросла, несмотря на то, что в обработке остались наиболее плодородные земли. Много земель брошено и зарастают бурьяном. Землепользователи не отвечают за производство продуктов питания, заинтересованы исключительно прибылью от продажи зерна. Качество хлеба снижается, а цена растет. Население недополучает до 30% продовольствия к медицинским нормам. Между тем в страну завозится продовольствия в 2,5 раза больше чем вывозится.

Сложился перекос, когда производителю достается менее 20% от розничной стоимости товара. Расширенное воспроизводство при этом невозможно. Такое производство обогащает банки и паразитирующие формирования.

Правительство уже много лет открыто и широко поощряет методы наживы, мошенничества, стяжательства и другие формы предпринимательства, не отвечающие интересам страны.

Такие порочные явления становятся возможными из-за низкой требовательности государственных органов к кадрам. В стиле работы аппарата министерств и других правительственных структур отсутствует стремление к поиску современных форм воздействия в курируемой отрасли.

Наши чиновники отвыкли принимать решения, редко опираются на достижения науки и на этом фоне их знания блекнут и гаснут. Привычка работать по указке стала выше профессионализма. Многие не проявляют инициативы и заняли позицию «безошибочного безделья», то есть ничего не решают сами, чтобы потом не отвечать за исход. Они увлекаются разработками западных стран и стараются не замечать лучшие формы работы в своей стране.

Главным недостатком в работе должностных лиц стало равнодушие к потребностям граждан страны, к развитию производительных сил, отсутствие устремленности и поиска кратчайших путей к намеченным целям. Действующая бонусная система оценки качества работы госаппарата на деле свелась к поклонению начальству.

Правительство стремясь передать отрасли экономики в саморегулируемую среду не стремятся чтобы этот процесс соответствовал параметрам государственных задач и был тесно взаимоувязан между сферами производства. Не так давно оно «умыло руки», передав легкую промышленность на откуп рынку. Прежде чем это делать следовало отладить всю цепочку от производства сырья до выпуска готовых изделий.

Производство хлопка, шерсти могло бы обеспечить текстильную и швейную промышленности, а объем производства товаров покрывать потребности населения. Но выстроить такую схему в стране никто не пытается. Сырье неограниченно вывозится за рубеж, а кожевенное производство умышленно доведено до банкротства.

Встает резонный вопрос: до каких пор Казахстан будет импортировать одежду и обувь, не производя у себя ничего, при этом имея в полной потребности сырье? Почему товары, произведенные в Казахстане, облагаются акцизным налогом и НДС, в то время как импортные ввозятся без акцизов, нередко и без таможенных пошлин? Наши потребители покупают такие товары из-за их низкой цены, а отечественные изделия не находят сбыта, поэтому наше производство угасает.

Разросся теневой оборот по серым схемам. Похоже, что такие беспорядки устраивают кое-кого из госаппарата. И при этом Правительство не учиняет спроса ни с министерств, ни с акиматов. Поэтому коррупция до сих пор процветает махровым цветом.

Государственные органы пока не могут найти способ эффективной взаимосвязи государства и бизнеса, который отвечал бы интересам страны. Свою некомпетентность чиновники скрывают за кучей претензий и обвинений в неспособности собственников основных фондов.

Чиновники осуществляют контроль цен на прилавке, не вникая в структуру их себестоимости. Не скрывается стремление поддержки высоких цен на продовольствие и это не новость даже для обывателей.

Чрезмерное увлечение принципами рыночных реформ отодвинуло за пределы внимания основные законы экономики, сложилась мелкотоварное производство.

Правительство оказалось не способным вывести из тени крупные производства, открыто поощряет паразитирующих перекупщиков и крупных домовладельцев, формализованных под самозанятых.

Главный признак государственной независимости – это стабильное сельское хозяйство, способное снабжать населения отечественными продуктами питания. Но у нас производителю животноводческой продукции достается 15-20% от розничной цены, а на такие средства развиваться не в состоянии никто.

Частные подворья поставляют 80-85% продуктов, имея в пользовании всего лишь 1,5% земель, а основная часть находится во владении зерновых компаний. Законы «О сельскохозяйственных кооперативах» и «О пастбищах» не соблюдаются, вследствие чего село рушится день ото дня. А ведь исполнение законов – прямая обязанность госорганов.

Все это происходит на глазах у граждан, не имеющих работы, еле сводящих концы с концами и ложится грустным отпечатком на авторитет Правительства.

Фракция «Народные коммунисты» настаивает на том, чтобы в руководстве государственных органов начали приживаться требовательность, ответственность, поиск, озабоченность, болезненное восприятие реальной действительности. Закрывать глаза на существующий уровень ответственных работников государственных органов, значит обрекать экономику на хаос, рутину и новые потери, что скоро приведет Правительство к утрате доверия общества и Парламента.

Просим Вас рассмотреть и о принятых мерах предоставить ответ в письменной форме в установленные законом сроки.

Депутаты фракции «Народные коммунисты»

В. Косарев

Ж. Ахметбеков

Г. Баймаханова

А. Конуров

М. Магеррамов

И. Смирнова

Т. Сыздыков

оглашен 29.01.2020 г.

Мы в Instagram

Мы в Facebook

Please publish modules in offcanvas position.