Четверг, 13 февраля 2020 10:13

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Оцените материал
(3 голосов)

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Мамину А. У.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

В рабочей группе Мажилиса Парламента активно обсуждается проект изменений и дополнений в Кодекс РК «О здоровье народа и системы здравоохранения». Получили одобрение ряд важных норм по сдерживанию табачной эпидемии, такие как приравнивание, так называемых новых табачных изделий (нагреваемого табака и электронных систем потребления (вейпов) к обычным сигаретам и другие.

Вместе с тем, острую дискуссии вызвала норма, предложенная в проекте Правительства, «о запрете выкладки табачных изделий в местах продажи». Борьбу против этой позиции инициировали представители табачной индустрии, которые включили все мыслимые и не мыслимые механизмы чтобы сохранить привилегии для реализации продукций, вредность которых признана мировым сообществом.

 Мы осознаём, свою солидарную ответственность с Правительством за принятие законодательства, которое позволит обществу противостоять вызовам и угрозам, искусственно создаваемыми сильными мира сего, а также их лобби внутри страны, с целью получения сверх прибылей, в ущерб здоровью нации. И выбор здесь один: или в интересах здоровья собственного народа, или в интересах табачной индустрии.

Решение мы видим в руководстве принципами, изложенными в Статье 5,3 Рамочной Конвенции ВОЗ по Борьбе против Табака, которая, признаёт «существующий коренной и непримиримый конфликт между интересами табачной промышленности и интересами политики в области общественного здравоохранения» и рекомендует «отвергать партнерские отношения... и соглашения с табачной промышленностью». 

На заседании фракции «Народные коммунисты» эта тема всесторонне была обсуждена.  Мы разделяем беспокойство гражданских институтов, наших избирателей, изложенные в письмах и устных обращениях, на страницах веб-сайтов, усилением влияния табачных лобби на ход обсуждения проекта, попытку их, разными методами, в том числе и с помощью сторонников в Правительстве, исключить из правительственного варианта одну из ключевых норм о «запрете выкладки табачных изделий в местах продажи», важность которой очевидна, поскольку движителем торговли является реклама.

На сегодняшний день население, особенно молодёжь, подвержены агрессивной рекламе табачных изделий. Во всех торговых точках, супермаркетах, во многих общественных местах торговцы выкладывают свою продукцию на специально поставляемом индустрией оборудовании, обеспечивая наибольшую видимость, рядом с кассами, на уровне глаз ребёнка, с особо притягательным дизайном. Независимое исследование подтвердило, что в Казахстане на практике отсутствуют какие-либо ограничения на продажу табачных изделий в районах школ, что обеспечивает высокую доступность их рекламы среди учащихся.

Между тем, опыт многих стран мира, среди которых Россия и Белоруссия, показал, что введение даже частичных запретов выкладки табачных изделий в местах продажи, снижает их потребление на 13,6%, а полных - на 23,5%.

По мнению экспертов Всемирного банка, (прилагается), введение этой нормы предполагает снижение общей распространенности курения в нашей стране, особенно среди несовершеннолетних, спасёт от 6 до более 9000 жизней и принесёт финансовые выгоды в размере до 750 млн. тенге в течение пяти лет.

 Следует принять во внимание и то, что 84% взрослого населения страны положительно относится к полному запрету рекламы табачных изделий (данные GATS).

Будет интересно знать широкой общественности и то, что сама табачная индустрия уже давно готова к запрету выкладки. Это подтверждают видео исследования национальной коалиции «За Казахстан, свободный от табачного дыма» в пяти крупнейших городах Казахстана.

Уважаемый Аскар Узакпаевич, фракция «Народные коммунисты» считает, что создание особо привилегированных условий для распространения продукций табачной индустрии не отвечает интересам ни населения, ни государства, противоречит положениям признанных нами нормативно-правовых актов авторитетных международных организаций.

Сложившиеся реалии вызывают ряд вопросов:

- почему Межведомственной комиссией Правительства по вопросам регулирования предпринимательской деятельности полностью проигнорированы научно обоснованные аргументы Министерства здравоохранения и гражданских институтов, многих депутатов о необходимости запрета выкладки табачной продукции в местах продажи, рекламы табака для детей, но в полном объеме поддержана позиция табачной индустрии, причём с отменой нормы внесенной Правительством? Означает ли это потерю интереса госчиновников к здоровью нации и сдачу позиций перед натиском табачного лобби?

Фракция рассчитывает, что Вами будут приняты эффективные меры для ограждения государственных лиц, органов и учреждений от коммерческих интересов табачной промышленности, недопущению любых партнерских соглашений с их представительствами, как того требует принципы Рамочной Конвенции ВОЗ по Борьбе против Табака (далее - Конвенция), которую Казахстан ратифицировал в 2006 году и международной практикой.

Ответ просим представить в сроки, предусмотренные законодательством.

Приложение на: 7-ми листах

Члены фракции «Народные коммунисты»:

Сыздыков Т. И.

Ахметбеков Ж. А.

Баймаханова Г. А.

Конуров А. О.

Косарев В. Б.

Магеррамов М. М.

Смирнова И. А.

Оглашен 12 февраля 2020 г.   

Мы в Instagram

Мы в Facebook

Please publish modules in offcanvas position.