Среда, 09 октября 2019 13:27

Выступление руководителя фракции «Народные коммунисты» по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2019 -2021 годы»

Оцените материал
(3 голосов)

Уважаемый Нурлан Зайруллаевич!

Уважаемые коллеги!

Особенностью уточнений республиканского бюджета в текущем году является необходимость реализации Послания Президента Республики Казахстан «КОНСТРУКТИВНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДИАЛОГ – ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ И ПРОЦВЕТАНИЯ КАЗАХСТАНА».

Начнем с доходной части. Она увеличена на 50 млрд. тг за счет роста дивидендов на госпакеты акций. Коммунисты не раз настаивали на том, чтобы полнее использовать этот источник поступлений. Полагаем, что это далеко не все возможности и есть потенциал для увеличения.

Также рост доходов произошел за счет повышения экспортной пошлины на нефть при росте экспортных цен с одновременным ослаблением тенге. К сожалению, результата от стимулирования несырьевых отраслей мы пока не видим.

Говоря о расходах, в Послании отмечено, что бюджет страны должен быть ориентирован на две основные цели – развитие экономики и решение социальных проблем.

Мы поддерживаем увеличение расходов на развитие социальной сферы в размере 6.7 млрд. тг., что уже в этом году позволят решить ряд задач, поставленных Президентом. Надеемся, что после усиления состава участковых комиссий, принятия изменений и дополнений в Правила начисления и выплаты АСП, о необходимости которых фракция направляла депутатский запрос в Правительство, государственную помощь будут получать реально нуждающиеся в ней граждане. Считаем, что уполномоченному органу и акиматам необходимо продолжить практику жесткого контроля за использованием бюджетных средств.

Вместе с тем, полагаем необходимым глубоко заняться другой проблемой – выявить причины растущей нужды в пособиях на фоне постоянного подъема экономики.

Общий размер АСП учетом уточнения достигнет 222,9 млрд. тг. Это средства, которые восполняют острую нехватку доходов граждан, доводя их хотя бы до минимального уровня. Обращаем внимание, что объем АСП и количество ее получателей показывает, насколько велики масштабы бедности и насколько ранее они искажались статистикой. Также это говорит о неэффективности принимаемых мер по созданию качественных постоянных рабочих мест.

Полагаем, что средства необходимо направлять не только на пособия, т.е. борьбу с последствиями низких доходов, но и на устранение системных причин:

низкие заработные платы,

слабая активность в предпринимательстве,

формальная реализация программы занятости.

По сути, программа АСП помогла понять реальную численность нуждающихся людей, а это, в свою очередь, требует совершенно новых подходов к социально-экономической политике. Ведь получается, что, несмотря на огромные государственные инвестиции в экономику и программы поддержки бизнеса и расширения занятости, доходы населения не растут. В чем тогда смысл вливаний?

В проекте уточненного бюджета предлагается 7,2 млрд. тг направить на пилотный проект по повышению доходов населения Жамбылской области. Поддерживаем данное направление. В то же время есть большие вопросы к механизмам его реализации, которые полностью сводятся к выделению кредитов и микрокредитов. На самом деле это сложно назвать пилотным решением, поскольку микрокредитование давно практикуется, также как и схемы финансирования животноводства в малых хозяйствах. Может ли правительство на основании анализа показать, что это является работающим инструментом для повышения доходов населения? Больше это похоже на разовую меру, поскольку системных мер по повышению эффективности личных подсобных хозяйств не предлагается.

Считаем важным поддержать увеличение расходов на оказание медицинской помощи и продолжение строительства объектов здравоохранения. Улучшение качества жизни наших граждан должно быть в приоритете, а медицина – это еще и жизненно важная сфера.

Коммунисты считают обеспечение жильем наших граждан приоритетной задачей, поэтому одобряют расходы на бюджетное кредитование АО «ЖССБК» в размере 42 млрд. тг, что позволит порядка 1700 семей до конца года приобрести собственное жилье. Активная и успешная деятельность государственного банка подтверждает тезис коммунистов, что именно государственное регулирование и планирование позволят избежать кризисных явлений в любой сфере, чего не скажешь о коммерческих банках, которые по последним данным рейтинговых агентств, скоро придут опять за помощью.

Особая статья – это поддержка промышленности. Наша фракция всегда отмечала, что эта отрасль является базисом экономики, создавая добавленную стоимость, рабочие места, и поэтому нуждается в особых условиях.

Мы поддерживаем выделяемые в рамках проекта уточненного бюджета средства на развитие обрабатывающих производств, в том числе в машиностроении.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что данные расходы по своей сути являются латанием дыр. В то время как развитие промышленного производства должна осуществляться в планомерном порядке. Почему эти меры не были приняты в рамках программы индустриализации и отраслевых планов? Работа в авральном режиме, когда помощь оказывается выборочно, зачастую подменяет долгосрочную работу по формированию конкурентоспособной индустрии, которая не нуждалась бы в помощи.

Фракция «Народные коммунисты» обращает внимание Правительства на необходимость системного подхода к поддержке социальной сферы, реального сектора экономики и считает возможным одобрить законопроект.

Спасибо за внимание.

Мы в Instagram

Мы в Facebook

Please publish modules in offcanvas position.